athanasiykaplya (athanasiykaplya) wrote,
athanasiykaplya
athanasiykaplya

Categories:

Риальто, Камерлинги и невозможные тени


фото второй половины 19 в.

Этот классический вид самого знаменитого моста Венеции был очень популярен среди заказчиков модного в 18 веке стиля ведута (т. е. просто "вид"). Джованни Антонио Каналь (Каналетто), Франческо и Джованни Гварди, Микеле Мариески, Антонио Джоли, Бернардо Белотто, Джованни Панини и конечно же Джованни Пиранези. Именно ведутисты были родоначальниками стиля "каприччо" (вымышленные пейзажи, развалины и архитектура) остро любимого всеми альтернативщиками. Собственно каприччо суть разновидность ведуты.

Некоторые ведуты мы уже изучили на предмет наличия невозможных теней. Рассмотрим вопиющий случай невозможности на примере вида моста Риальто с севера. Таких ведут было написано великое множество. Только 18 века поисковик выдаёт десятки работ. Нас интересуют вечерние виды.

Начнём с примера реалистичного отображения сцены с вполне приемлимой схемой освещения ранним июньским вечером.
Каналетто, ок. 1730.

Все тени совершенно логичны, легко просчитываются, перспектива правильная. Несложно определить балкон, с которого писалась картина (вполне вероятно Каналетто использовал камеру обскуру). Дата сюжета - плюс-минус неделя от дня летнего солнцестояния, примерно пять часов пополудни. Придраться не к чему.

А вот ещё одна работа Каналетто, 1734-35.

Тени гуляют вразнобой. Но главная интрига - стены.
Справа от моста - Палаццо деи Камерлинги - стена, обращённая к нам освещена солнцем. Ничего не смущает? Мост Риальто освещён сзади справа, а Палаццо деи Камерлинги спереди справа. Явное противоречие. Проверяем направление светила. Здесь, как и в Римском Форуме нам помогут стены в тени. Справа от Палаццо расположено здание Фабриче Векчие. Азимут Камерлинги - 300°, Фабриче - 312,5°. В этом диапазоне должен быть расположен азимут Солнца. Проверяем по Санкальку - диапазон сужается - от 300° вечером дня летнего солнцестояния до 305°, когда Солнце заходит. Только в середине этого диапазона стена Палаццо деи Камерлинги может быть освещена Солнцем в течение менее получаса перед закатом. Теоретически это может иметь место в последние минуты дня с конца мая до середины июля. С другой стороны, стена Фондако деи Тедесчи, которая в тени, имеет азимут 281°, это значит, что азимут Солнца должен быть меньше этого значения, а это противоречит с тем, что Палаццо может быть освещено под углом не менее 300°.

Здесь возникает ещё одно противоречие. Высота Солнца перед закатом, когда его лучи упадут на нашу стену Палаццо будет не более 5° над горизонтом. То есть длина тени человека ростом 1,7 метров будет не менее 24 метров, а вся площадь Кампо Ерберия должна быть погружена в тень от Фабриче Векчие и Фабриче Нуово - зданий, расположенных между Солнцем и Палаццо деи Камерлинги. Тем более тени от предметов и людей, как мы видели выше, были в диапазоне 35°-58°.

Вот работа Франческо Гварди с относительно честным видом с освещённым северным фасадом Палаццо:

Но и здесь не обошлось без несуразиц. Обратите внимание на тень в арке моста. Такая тень невозможна при очень низком солнце.

Рассмотрим тень под аркой моста на нескольких работах.

Некоторые переписаны словно под копирку.
Чтобы не утомлять читателя расчётами, можно сразу сказать, что такие тени возможны дважды в году: или во второй половине весны или в августе - начале сентября ранним вечером. Высота Солнца - не менее 20°. В среднем ряду третья - очень близко к середине дня летнего солнцестояния. Это тоже работа Франческо Гварди и тоже с реалистичной схемой освещения:


Итак, на тех работах, где имеется освещённый солнцем северный фасад Палаццо деи Камерлинги, складывается парадоксальная ситуация. В левой половине включительно мост Риальти - более-менее реальная ситуация, а справа - совершенно фантастическая схема освещения невозможная при современном положении полюсов. Вполне вероятно, существует простое объяснение, вроде того, что патриарху венецианских ведутистов Каналетти захотелось как-то оживить композицию в правой части картины, где все фасады оказались бы мрачными в тени вечером в середине июня, а вся художественная братия вслед за ним стала освещать эту злосчастную стену.

Но, позволим себе впасть в конспироложество, совсем немного, и попытаемся выудить ещё сколько-нибудь информации из этих теней. Мы же знаем, что случайностей не бывает.

Обозначенные углы кучкуются в двух диапазонах - 60°-74° и 35°-48°. Что характерно, значения ближе к 66° расположены в "реалистичной" зоне картин слева или направлены на неё, а те, что вокруг 47,5° - в "невозможных" частях справа. Максимальный угол возвышения Солнца на широте Венеции - 68°. Предположим, что это подсказка и нам нужно искать широту, на которой Солнце поднимается не выше 47,5° (среднее медианное значений на иллюстрации выше). Это возможно на широте 66°С (фактически на полярном круге, 50 км южнее). Чтобы азимут солнца на этой широте попадал в диапазон 300°-312° в современной раскладке, азимут полюса должен отличаться от современного на +(300°/312°-180°)=+120°/132°. Таким образом, полюс будет находиться на расстоянии 24° по азимуту 120°/132°, то есть где-то в Иордании или на Синае. Гм, смело... (Если что, от Венеции до горы Синай 24,01° по азимуту 127,35°) А линия от Синая через Венецию с некоторым допуском указывает на полюс в Небраске.

Стоит отметить, что главные фигуранты нашего небольшого расследования достаточно точно направлены на полюс в Небраске (по мере убывания точности):
полюс в Небраске (СП1 Элвуд) - 313,22°
Фабриче Векчие - 312,56°
Понто Риальто - 309,91°
Палаццо дей Камерлинги (северный "срезанный фасад") - 300,52°
и ещё пара венецианских объектов:
Собор Санта-Мария делла Салюте (диагональ) - 312,32°
мост делла Либерта (соединяющий Венецию с материком) - 308,60°


С другой стороны, На широте Венеции Солнце на высоте 47,5° в день летнего солнцестояния бывает в 10:12 по азимуту 105,65 и соответственно в 16:13 по азимуту 254,35°. А если прибавить к 254,35°+46,78°(разница между СП0 и СП1), то получим 301,13° - азимут при котором стена Палаццо освещена, а стена Фабриче - в тени. Но это уже совсем махровое нумероложество. Пора остановиться.

Есть ещё примечательные детали вокруг изображения Палаццо деи Камерлинги:
- набережная между Каналом и Палаццо, то узкая и прямая как мы можем видеть в действительности, то широкая и округлая;
- если посмотреть на Палаццо сверху, то создаётся впечатление, что Канал отгрыз угол прямоугольного в плане здания;
- на фотографиях (см. заглавное фото) хорошо видно, что стена вдоль канала имеет странные неправильности и перекосы, будто часть здания перекосило, а затем починили соединив как попало.


В общем богатая почва для натягивания всевозможных сов на различные глобусы.

Поскольку в этой заметке есть лишь двусмысленные намёки на полюса, то она справедливо идёт в раздел ребусы.

Поиск невозможных теней продолжается.

А в качестве бонуса - несколько каприччо с Понто Риальто:





Tags: геолинии, живопись, невозможные тени, ребусы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 26 comments